Каждая российская неделя моды сопровождается множеством дискуссий на тему «Существует ли вообще российская мода?» Модники брезгливо морщатся от упоминания названий шоу-румов российских дизайнеров и шоппингуют в Столешниковом, а дизайнеры жалуются на отсутствие в стране легкой промышленности и обвиняют модников в отсутствии вкуса и патриотизма.
Российской моды, может быть, и нет, но значимых Недель моды в России как минимум три: Mersedes Fashion Week (в этом году бывшая Russian Fashion Week заполучила немецкий автомобиль в спонсоры на три года), Volvo Fashion Week (бывшая Неделя моды в Москве) и питерская Aurora Fashion Week. В этот ряд уже можно смело ставить также фестиваль искусства и моды Cycles&Seasons, который называют не иначе как «альтернативной Неделей моды». Правда, наиболее раскрученные дизайнеры, такие как Игорь Чапурин, Виолетта Литвинова, давно игнорируют эти мероприятия, предпочитая принимать участие в европейских неделях моды или устраивая независимые показы.
Соперничество организаторов Недель Александра Достмана и Александра Шумского самым комичным образом напоминают противостояние дагестанских радиостанций, где у каждого радио есть «свои» исполнители, которые не могут сотрудничать с конкурентами и принимать участие в их концертах.
В этом году противостояние вылилось в то, что Mersedes Fashion Week и Volvo Fashion Week проходили параллельно день в день, заставляя журналистов и тусовщиков разрываться между Гостиным двором и Всемирным торговым центром.
Volvo Fashion Week начался с небольшого скандала – Валентин Юдашкин перед дефиле выпустил на подиум танцевальный коллектив «Кавказданс». «К чему тут лезгинка?!», – захлебывались в желчи столичные fashion-блоги, муссируя слухи о том, что кутюрье «продался» зятю с кавказскими корнями. Кому Юдашкин продался, завершив показ выступлением скандинавской поп-звезды Dаnny, версий у бомонда не было. Сама коллекция оказалась вполне в тренде – в отличие от коллег по цеху, Валентин Юдашкин не побоялся использовать яркие цвета, заимствованные у художника Марка Ротко, и тем самым попал в десятку.
Надо заметить, после аляповатых коллекций сезона осень-зима 2011-2012, представленных на мировых подиумах, творения российских дизайнеров смотрелись жутко неактуальными. Лишь немногим из них чутье и профессиональный опыт позволил избежать традиционных для русских недель мод коричнево-серой гаммы. Одним из таких чутких дизайнеров оказался Кирилл Гасилин, которого почему-то до сих пор называют молодым или начинающим дизайнером. Хотя опыта ему не занимать – стажировка в малоизвестном французском доме Dominique Sirop дала гораздо больше, чем его коллегам-стажерам, которые бегали за кофе для помощника швеи в Chanel, в то время как Кирилл принимал активнейшее участие в создании коллекций и частных заказов.
В представленной на Volvo Fashion Week коллекции «Морок», Гасилин как бы продолжает тему, начатую в его весенне-летней коллекции «Зелье». Красный, оранжевый, фиолетовый, бежевый, синий, бирюзовый цвета из предыдущей коллекции изредка прорезали черный и серый цвета, доминирующие на подиуме. Привычный для дизайнера минимализм подчеркивал женскую фигуру, придавая ей загадочность. При этом работы дизайнера являются примерами хороших коммерческих коллекций, в каком бы мрачном антураже они ни подавались.
Фавориты двух недель определились быстро и без сенсаций. Лучшими чуть ли не единогласно пресса признала коллекции хорошо известных модельеров – Даши Гаузер, Дмитрия Логинова (марка Arsenicum), Светланы Тегин на Mersedes Fashion Week, Александра Терехова, Константина Гайдая, Виктории Андреяновой и вышеупомянутого Кирилла Гасилина на Volvo Fashion Week.
По-настоящему удивить публику смогла, пожалуй, лишь Алена Ахмадуллина, которая в коллекции «Муха-Цокотуха» представила совершенно новые образы, не изменив при этом себе, своей излюбленной цветовой гамме и источникам вдохновения. В коллекции присутствуют традиционные для Ахмадуллиной романтичные платья и фирменные «калейдоскопичные» принты, но гораздо меньше уже характерных для дизайнера самоповторов.
Показ Dasha Gauser также оставил приятные впечатления у большинства критиков. Коллекция «Спорт» была посвящена красоте человеческого тела, подчеркнуть которую были призваны мягкие ткани и сложные драпировки. Используя традиционно спортивные элементы одежды: олимпийки, комбинезоны, трико, шорты, дизайнер создала вещи, предназначенные не иначе как для выхода в свет. Основу коллекции составили комбинации фиолетового и оранжевого, кремового и синего, розового и изумрудного цветов. Синхронные парные выходы моделей, на которые так жаловались фотографы, символизировали соревнование.
Некоторые коллекции, так или иначе, обыгрывали тему андрогинности и интеграции элементов мужского костюма в женский. Идея сама по себе не нова, но на волне популярности Андрея Пежича, приобрела новое звучание. Надо заметить, что андрогинность, что у Сергея Сысоева, что у Александра Терехова, получилась очень женственной. Большинство вещей в коллекциях этих дизайнеров вещи «без времени», которые наверняка будут отлично продаваться.
Вопрос шоу для русских мода или бизнес отпадает сам собой, когда видишь огромное количество звезд шоу-бизнеса на подиуме в качестве моделей. Такая подача только подчеркивает несостоятельность коллекций. Публика оказывается под стать представлению – залы российских Недель моды заполняются так называемой богемой, друзьями и родственниками дизайнера и другими случайными лицами. В то время как главные редакторы глянцевых журналов зачастую эти мероприятия игнорируют. Другой обязательный зритель – байер – в России фигура скорее мифическая.
Вот поэтому российские дизайнеры разрываются между носибельностью и экспериментом, между классикой и авангардом, между потребностью эпатировать зрителей и угодить вкусам потребителей и даже Вячеслав Зайцев признается, что доход ему приносят лишь картины и парфюмерная линия «Маруся».
Хотя успехи отечественной моды налицо: качество коллекций все лучше, собственная производственная база потихоньку развивается (в крайнем случае, всегда есть Китай), в Москве повсеместно открываются шоу-румы и мультибрендовые бутики русских дизайнеров. А самое главное – в России высочайший спрос на роскошь.
Публикация с участием изделия №1.560